Знакомимся с сокомандником Алексея Басова в классе Туринг.
В новом сезоне СМП РСКГ в классе Туринг дебютирует команда Racing Team. Да, просто «гоночная команда»! И такое название – не единственная интрига. В новый коллектив влился чемпион мира по гонкам на выносливость Алексей Басов, однако первым пилотом будет вовсе не он, а Илья Екушевский – бывший призер этапов чемпионата и кубка России по автокроссу, мастер спорта и бизнесмен, о котором пишет Forbes.
Интересно? Тогда читайте наше интервью с дебютантом Российской серии кольцевых гонок.
- Илья, расскажите о себе: когда вы начали заниматься гонками и каких результатов добились?
- Я попробовал силы в автокроссе в 1995 году, а в уже следующем сезоне делил грунтовые трассы с Алексеем Дудукало, Владимиром Череванем и Алексеем Басовым – они ведь тоже начинали с кросса. Правда, мы выступали в разных классах: на рубеже 1990-2000 годов я завоевывал призовые места на этапах всероссийских соревнований за рулем багги международного дивизиона.
Также я выступал в трековых гонках, пробовал силы в автомногоборье и ралли-рейдах. И был одним из самых молодых и результативных пилотов: кандидатом в мастера спорта я стал в 16 лет, а в 17 оформил звание мастера спорта.
- Почему ушли из гонок?
- Я очень люблю автоспорт, и образование у меня соответствующее - с 1999 по 2002 я учился в спортивной академии на кафедре экстремальных и прикладных видов спорта, специализация - автоспорт, курс Э. С. Цыганкова. Но произошла авария, после которой я восстанавливался почти полтора года, и за это время переключился на деловую активность.
- Каково это – быть в эпицентре гонок, а потом наблюдать со стороны за успехами твоих товарищей, которые продолжают выступать?
- А я никогда за ними пристально и не следил. Хотя с тем же Лешей Дудукало мы дружны, даже стартовый номер 41 у нас был одинаковый, я не представлял себя в роли зрителя. Если любишь дело – надо им заниматься, а не наблюдать за ним со стороны. Поэтому я принципиально не ездил на гонки, хотя друзья много раз меня звали. Решил: если возвращаться, то только в роли пилота. Сейчас работа стала занимать меньше времени, и я понял, что готов снова выйти на старт.
- Тогда почему «кольцо», а не ралли-кросс, пришедший на смену уже знакомому автокроссу?
- Не скрою, я рассматривал обе дисциплины, и планировал протестировать и кольцевую, и ралли-кроссовую технику. Но так сложилось, что сначала я сел за руль автомобиля категории TCR на тестах в Адрии – и он мне так понравился, что дальше экспериментировать я не стал.
- Не было проблем с освоением автомобиля из самого престижного класса СМП РСКГ?
- Напомню, я ездил на полноприводном багги мощностью 400 л. с. и массой 600 кг. При такой энерговооруженности даже на грунтовом покрытии он разгоняется до «сотни» секунды за три – и динамика турингового кольцевого автомобиля меня не удивила.
Зато есть много других нюансов, которые нужно учитывать. В автокроссе ты готовишь вход в поворот, в «кольце» работаешь на выход из него. На грунте автомобиль постоянно находится в скольжении – и на разгоне, и в повороте, даже скорость ты гасишь боковым скольжением.
А на асфальте приходится активно пользоваться тормозами. Если в кроссе я просто касался педали тормоза, чтобы выставить автомобиль боком, то на машине TCR пришлось учиться тормозить левой ногой, развивая максимальное усилие. Замедлился, повернул, начал разгон – в «кольце» только так.
Мне многому предстоит научиться – в том числе оптимальным траекториям, работе с шинами - и догнать соперников после 20-летнего перерыва, пока они практиковались, а я нет, будет непросто. Но я понимаю принципы движения автомобиля, знаком с гонками, поэтому рассчитываю достаточно быстро вкатиться.
- Чем еще озадачил кольцевой автомобиль категории TCR– может, боковыми перегрузками или особенностями секвентальной коробки передач?
- Конечно, боковые ускорения автомобиле, обутом в слики, на асфальте выше, чем на кроссовом автомобиле на грунте. Но я считаю, что научиться «прокатывать» поворот проще, чем эффективно проходить его в силовом скольжении.
Не подумайте, что я умаляю достоинства кольцевиков! Просто, по моим наблюдениям, научиться ехать в «кольце» на уровне середняков проще, чем добиться средних результатов в автокроссе, треке или, тем более, в классическом ралли. Повторю, речь не о лидерах, которые сражаются за тысячные доли секунды, а про средние времена круга, достичь которых в кольцевых гонках проще.
Что касается переключений передач – тут вообще никаких проблем не возникло. На багги была 4-супенчатая кулачковая коробка с H-образной схемой, вот она требовала точных и решительных действий. А здесь я переключаюсь легкими касаниями, буквально одним пальцем.
- Но есть же и другие нюансы – работа с шинами, старт с места…
- Этому придется учиться. Я не строю иллюзий и понимаю, что вряд ли удивлю лидеров ярким дебютом. Однако понимание, что нужно делать, чтобы ехать быстро, у меня есть – дело в накате. И, полагаю, даже в этом сезоне я смогу поехать на среднем уровне.
- Тесты тоже дали основания так думать?
- В том числе тесты. После Адрии я начал открывать для себя российские автодромы, на которых никогда не был. В марте я успел потренироваться на Сочи Автодроме в компании с действующими пилотами СМП РСКГ. «Мокрые» времена были на их уровне – чуть быстрее одного, чуть медленнее другого.
Кстати, на Сочи Автодроме я впервые развил на гоночном автомобиле свыше 200 км/ч. На коротких кроссовых треках даже на мощном багги максимальная скорость не превышала 170 км/ч. И отмечу, что это очень интересные ощущения – управлять автомобилем на 230 км/ч в окружении отбойников.
- На каких еще трассах из календаря СМП РСКГ удалось побывать?
- Был на Moscow Raceway, правда, там я просто изучал конфигурацию – не на туринговом автомобиле, а на классическом ВАЗ-2101, подготовленном для MCGP. А недавно побывал на Игоре Драйв – и из тех немногих автодромов, с которыми я познакомился, он понравился больше всего.
- Как еще вы готовились к сезону?
- В начале весны, когда стало очевидным, что изоляции не избежать, я решил, что важно не прерывать тренировки, и обзавелся профессиональным симулятором для автогонок. У него очень близкие к настоящим педали, руль и гоночное сиденье, и такая же посадка.
Удалось настроить тренажер таким образом, что все углы и усилия на органах управления были схожими с реальными узлами на гоночном автомобиле. Помимо обычных тренировок на различных треках, включая российские, я принял участие во многих виртуальных гонках, в том же чемпионате СМП еРСКГ.
Знаю, что у сим-рейсинга много скептиков, но он точно стал для меня полезным занятием. Когда всю дистанцию «греешь» кого-то для обгона или отбиваешься от атак других гонщиков, напрягаешься как в реальных гонках - это хорошие навыки, которые точно не окажутся лишними. Правильно сориентироваться при массовом старте, собраться и проехать быстрый круг при ограниченном времени - все это можно потренировать.
- В чемпионате СМП eРСКГ вы выбрали LADA Vesta Sport TCR. А какой автомобиль будете пилотировать в реальности?
- AudiR S3 LMS с секвентальной коробкой передач. Это машина Клима Гаврилова, на которой он выступал в Европе – в том числе выиграл гонку в Монце. А до этого ее пилотировал участник чемпионата Германии, который также показывал высокие результаты.
- Автомобиль – только одна составляющая успеха. Какие еще задачи пришлось решить, чтобы вернуться в гонки?
- В подготовке я выделяю два блока. Первый – организационный: надо было решить, кому доверить техническую часть. С ним помогли братья Вороновы, Дмитрий и Владимир. У их коллектива VRC есть успешный опыт участие в российском Туринге и в зарубежных соревнованиях TCR, они помогли с выбором автомобиля, могут его грамотно настроить, решают логистические задачи. Поскольку в гонках результат зависит от работы всей команды, я рад, что могу положиться на специалистов высокого уровня с большим опытом.
Второй блок – собственно пилотирование. Надо обозначить ориентиры, за кем-то тянуться, перенимать опыт. Леша Басов – мой старинный друг, который за то время, что я сидел в офисе, выигрывал гонки на самых разных автомобилях. Он согласился закрыть этот блок.
- Алексей же будет не просто наставником, но и играющим тренером?
- Мы делаем все возможное, чтобы вместе выйти на старт. Когда мы обсуждали мое возвращение в автоспорт, возникла идея: почему бы не выступить в командном зачете? Ведь это куда интереснее, чем соревноваться одному – появляется дополнительный драйв. Я командный игрок, всегда хочется выступать в коллективе, находить взаимопонимание с людьми и получать удовольствие, когда вы на одной волне.
- Поэтому в межсезонье вы создали картинговую команду?
- Да, и за зиму, пока не начались ограничения, я проехал почти три десятка гонок в прокатном картинге. Помимо Картингового Кубка СМП РСКГ мы выступали еще в нескольких сериях, в том числе в заездах Iron Man, когда нужно высидеть часовую смену.
Кстати, картинг помог закрыть третий блок подготовки – восстановить психологический настрой и навыки езды в окружении соперников. Еще с кросса я знаю, что в масс-старте можно много отыграть, а можно все проиграть. Как оборонять позицию, как обгонять по неоптимальной траектории и как сберечь технику – картинг помог восстановить эти навыки.
- И теперь вы готовы выставить команду в СМП РСКГ, где вашим напарником будет Алексей Басов?
- Делаем для этого все возможное. Наверное, мы оказались в самой неудачной ситуации, которая могла произойти: пандемия коронавируса, режим самоизоляции, связанные с этим финансовые трудности… Предварительные переговоры со спонсорами были удачными, но для окончательного решения ты должен лично убедить партнеров – и никакие средства электронной коммуникации не заменят личного общения. Спонсор должен видеть твои горящие глаза, твою уверенность – тогда он тоже заразится азартом. И даже этой возможности мы лишились.
Так что пока можно говорить о моем личном участии в полном сезоне российского Туринга. Но я надеюсь, что в ближайшее время мы найдем ресурсы, чтобы Алексей тоже вышел на старт – и будем сражаться в командном зачете если не с первого этапа, то со второго или хотя бы с середины сезона.
- Лаконичное название вашей команды – Racing Team– не случайно?
- Совершенно верно. Когда придет титульный партнер, мы сможем легко трансформировать название команды, добавив спонсорский бренд.
- Интересно, что вы соучредитель бизнеса, о котором пишет Forbes. Причем ваша компания Busfor связана с автобусными перевозками, то есть с транспортом, его надежным и быстрым перемещением. Почему она не стала спонсором вашей команды?
- Я думал о том, чтобы продвигать свой бренд через автоспорт. Но в прошлом году я отошел от оперативного управления, став консультантом - что и позволило найти время для гонок. И, повторю, я командный игрок, который прислушивается к мнению других участников. В моей компании есть специалисты по маркетингу и рекламе, и когда они проанализируют ситуацию и подтвердят эффективность присутствия нашего бренда в гонках – он в них появится.
В этом вообще особенность нашего автоспорта – поддержка зачастую появляется только тогда, когда есть интерес конкретного человека. Так появляются и спонсируются и команды, и целые чемпионаты. Ведь Российская серия кольцевых гонок получила мощный импульс для развития от программы SMP Racing, которая появилась благодаря тому, что Борис Романович Ротенберг увлекся автоспортом.
- Тогда вопрос к вам, как к пилоту и предпринимателю: почему же маркетологи и рекламщики редко используют возможности автоспорта как площадки для продвижения брендов?
- Сложный, комплексный вопрос. Мое личное мнение – потенциальные спонсоры предпочитают онлайн-сферу, и именно тут у автоспорта должны быть очень сильные позиции. Аудитория Интернета шире, чем у телевидения, и отдачу здесь проще контролировать.
Раньше было по-другому. Я храню видеозаписи гонок 1990-х и 2000-х годов. Тогда каждая телепередача про автоспорт была настоящим событием, а сейчас пользователи Интернета просто теряются - появился свободный доступ к архивным гонкам полувековой давности, а в режиме реального времени можно посмотреть гонки в любой части мира.
Поэтому в Интернете большую роль играет контент – он должен быть захватывающим, интересным. Кроме того, важна подача от первого лица: посмотрите, какую популярность набирают блогеры! И я не считаю смешным, когда ведение блога называют профессией: на 99% блогеры обязаны популярностью труду, своему умению чувствовать аудиторию, находить интересные ей темы, анализировать отдачу и оперативно реагировать на запросы.
Я посмотрел трансляции СМП РСКГ за последние несколько лет. На мой взгляд, в них должно быть больше «человеческого»: всегда интереснее видеть, слышать и читать о персональных эмоциях. Такой же совет могу дать пилотам, которые ищут партнеров: они должны сами заявить о себе как о личностях, экспертах, профессионалах. Заведи свой блог, поймай настроение аудитории – тогда наберешь подписчиков, станешь популярным и привлечешь спонсоров. Если все участники соревнований будут двигаться в этом направлении, то популярность автоспорта выйдет на новый уровень.